Как формируется речь?
Мы все с удовольствием наблюдаем, за необычайно интересным и своеобразным процессом овладения речью малышом. За короткий период он овладевает речью самостоятельно, спонтанно, без специальной помощи, что приводит к активному развитию ребенка. И двигательные силы этого процесса лежат в самом простом – потребности в общении. А речь является самым удобным и универсальным средством для этого.
В младшем дошкольном возрасте произношение ребенка, как правило, не совершенно. Это связано с тем, что подвижность органов речи (язык, нижней челюсти, губ, мягкого неба) недостаточно развита, а фонематический слух пребывает на стадии формирования (фонематический слух – это способность принимать и дифференцировать все звуки речи).
Также детям тяжело четко выражать свои мысли, общаться с взрослыми. Это обусловлено недостаточными знаниями об окружающем, ограниченным словарным запасом, недостаточным владением грамматическими категориями и связной речью.
Но малыши быстро учатся. У детей 4-5 лет все эти недостатки исчезают, что считается нормой. Ребенок осваивает произношение всех звуков, их правильное употребление в словах, правильно строит грамматически оформленные предложения.
Если процесс проходит не совсем правильно?
Бывает и так, что ребенок не начал разговаривать и в 3 года, или его речь похожа на лепет малыша, а в 5 лет дефекты произношения остаются и стают стойким нарушением речи. В этом случае ребенок нуждается в квалифицированной помощи учителя-логопеда.
Самое главное, что должны знать родители, речь – это сложный психологический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это очень часто зависит от внешней среды. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, если ему не будут созданы условия для общения и передвижения, то скоро у него начнут проявляться задержки как физического, так и психического развития. И даже самое маленькое нарушение произношения звуков может негативно повлиять на дальнейшее развитие ребенка.
У родителей возникает много вопросов…
Как именно предупредить и побороть нарушение произношения звуков? Что делать, если у ребенка проблемы с формированием и донесением своего мнения до собеседника? Как исправить многочисленные ошибки во время чтения и письма в школе?
К чему может привести нарушение речи?
Во-первых, речь – это один из самых главных способов познание мира, поэтому плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности.
Во-вторых, нарушение произношения звуков есть первым сигналом к тому, что у ребенка возникнут проблемы с обучением (чтение и письмо) в школе.
В третьих, у многих детей в связи с недостатками речи возникают психологические проблемы (ребенок стесняется своей речи, старается меньше говорить) и, как следствие, он становится замкнутым, раздражительным, недружелюбным, плаксивым, что еще больше будет задерживать развитие речи и негативно влиять на характер.
Не забывайте, что, как правило, дети с нарушениями речи очень чувствительны и могут постепенно уединиться.
Что делать родителям?
Обратиться к учителю-логопеду, чтобы вовремя помочь ребенку в исправлении речевых нарушений. Консультация логопеда и логопедические занятия помогут вам правильно оценить развитие речи у своего ребенка.
Заботясь о здоровье и развитии детей украинско-швейцарская офтальмологическая клиника «СВІТ ЗОРУ» решила расширить спектр своих услуг и открыть первый в г.Буча логопедический кабинет.
Чем занимается логопед?
На занятиях логопед дефектолог работает в нескольких направлениях. Создание интереса к речи как к средству общения. Это способствует развитию у ребенка познавательной и речевой активности. Активно ведется работа над развитием артикуляционного, дыхательного, речевого аппарата ребенка, темпом речи, ритмом, дикцией. Большое внимание логопед уделяет развитию фонематического восприятия, представления, слухового внимания и памяти, правильного произношения слов.